ул. Х.М. Совмена, 3, а. Тахтамукай, Республика Адыгея, 385100, тел.: +7 (87771) 96-0-66
Управление Культуры
администрации муниципального образования
"Тахтамукайский район"
Горячая линия по оплате труда

Перейти на информационно-консультационный портал ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ  по вопросам защиты трудовых прав работников.


ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ В ЧАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОТРАСЛИ «КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ» ТАХТАМУКАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  РЕАЛИЗАЦИЯ МАЙСКИХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ

2.  СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

3.  МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

1. РЕАЛИЗАЦИЯ МАЙСКИХ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ

1. Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • педагогам учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

2. Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников.

Педагогические работники

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Работники учреждений культуры

Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации затрагивает всех работников учреждений культуры (Письмо Минтруда России №14-1/10/1-4013 от 2 сентября 2013 г.)

В тоже время, в соответствии с рекомендациями Минкультуры России, в первоочередном порядке необходимо обеспечить повышение оплаты труда работников основного персонала учреждений культуры.

3. Повышается ли заработная плата всем работникам одинаково?

Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.

Во всех субъектах Российской Федерации утверждены  региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, которые устанавливают соотношения заработной платы по категориям  работников до 2018 года.

Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются планами мероприятий органа местного самоуправления и планами мероприятий самих учреждений.

Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ.

В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.

Так же, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Таким образом, средняя заработная плата работников культуры может различаться по видам учреждений.

При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.

4. Кто отвечает за повышение оплаты труда в  государственных учреждениях Краснодарского края и муниципальных учреждениях  Краснодарского края?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Внедрение «эффективного контракта» в государственных и муниципальных учреждениях

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.

«Эффективный контракт» – трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а так же меры социальной поддержки. К обязательным условиям трудового договора относятся: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда и др. (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).  Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении «эффективного контракта» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Соответствующими органами власти и местного самоуправления утверждаются показатели эффективности деятельности учреждений и руководителей в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений.

Показатели эффективности актуализируются по мере утверждения и внедрения профессиональных стандартов, обучения работников, изменения систем оплаты труда

Таким образом, утверждение показателей эффективности работников должно осуществляться с учетом установленных критериев и показателей эффективности работы учреждений, рекомендаций.

Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года № 167н. При этом, рекомендации носят не обязательный, а рекомендательный характер, что следует из самого понятия рекомендаций.

2. СРОКИ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1.  Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

В соответствии с частью шестой статьи  136  Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.  Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

2.  Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за задержу заработной платы?

В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации Кодекса при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

2.1.Обращение в суд в случае задержки заработной платы.

Срок обращения в суд — в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в частности, о невыплате заработной платы), а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 Кодекса).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации заявление о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат; процентов за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, рассматривается в приказном судебном производстве мировым судьей.

 2.2.  Административная ответственность

В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда, к которому относится также несвоевременная выплата заработной платы, влечет:

1.1  на должностных лиц организации:

  • наложение административного штрафа — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • при повторном нарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

1.2   на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

  • штраф — от одной тысячи до пяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до  девяноста суток;
  • при повторном нарушении  штраф — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

1.3  на юридических лиц:

  • штраф — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • при повторном нарушении штраф — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

На основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

2.3. Уголовная ответственность

В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Также вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности может быть возбужден и по заявлению о преступлении работником организации, подаваемому в следственные органы в установленном порядке.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена, если заработная плата не выплачивалась из корыстной или личной заинтересованности руководителя организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.

Наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платыпособий и иных установленных законом выплатили выплата заработной платы свыше двухмесяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности —

  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет,
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия, —

  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей
  • или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет
  • либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет
  • или лишением свободы на срок от двух до пяти лет без лишения права заниматься определенной деятельностью.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

3. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА

 1. Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года МРОТ установлен в сумме 6204 рубля в месяц (увеличение на 4%), с 1 июля 2016 года – 7500 рублей.

2. Как устанавливается доплата до МРОТ?

В МРОТ, установленный федеральным законом, включаются выплаты за счет средств бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В заработную плату работника включаются:

  • оклад — фиксированная часть оплаты труда за исполнение в течение календарного месяца трудовой функции, оговоренной трудовым договором;
  • компенсационные выплаты — различные надбавки, учитывающие условия труда, отклоняющиеся от нормальных (работу в особых климатических условиях, в радиоактивно загрязненных районах и пр.);
  • стимулирующие выплаты — доплаты, денежные поощрения и премии.

Получается, если суммы оклада (тарифной ставки), компенсационных и стимулирующих выплат, причитающиеся работнику за полностью отработанную норму рабочего времени ниже МРОТ, то ему полагаются доплата до МРОТ.

Если сотрудник не отрабатывает полную норму рабочего времени, например работает на полставки, то для таких сотрудников заработная плата рассчитывается пропорционально отработанному времени или выполненному объему работ. Например, курьер работает на 0,5 ставки. Трудовым договором ему установлена четырехдневная рабочая неделя с ежедневной продолжительностью рабочего времени 5 часов (всего 20 при норме 40), а заработная плата состоит из оклада 9100 руб. и ежемесячной премии в размере 10% оклада. Его ежемесячная заработная плата будет 5005 руб. ((9100 руб. + 9100 руб. x 10%) / 2). Как видим, зарплата курьера меньше МРОТ, но нормы трудового законодательства при этом не нарушены.

Однако здесь стоит быть аккуратными. Многие работодатели часто путают два понятия: сокращенное и неполное рабочее время. Сокращенное рабочее время — обязательная гарантия для определенных категорий сотрудников (ст. 92 ТК РФ), например для инвалидов I и II групп, несовершеннолетних и сотрудников, чьи условия труда вредны или опасны. Они трудятся в неделю менее 40 часов, но при этом считается, что они отработали норму полностью, и им положена плата не менее МРОТ.

Вопрос: Оклад, установленный трудовым договором, — 6204 руб. Является ли это нарушением положений Трудового кодекса РФ, ведь на руки работник получит сумму меньше (за вычетом НДФЛ)?

Согласно положениям Налогового кодекса РФ суммы, полученные в качестве оплаты труда, облагаются налогом на доходы физических лиц (ставка 13%). Действительно, при выплате заработной платы работодатель, являясь налоговым агентом, обязан рассчитать и удержать этот налог с сотрудника. Следовательно, на руки тот получит сумму меньше, чем МРОТ, а соответственно, меньше, чем сумма, указанная в трудовом договоре. Например, если у сотрудника имеется ребенок, будет насчитано 5777,47 руб. зарплаты (6204 руб. — (6204 руб. — 1400 руб.) x 13%). Если у сотрудника нет детей и он не получает вычет, то на руки ему выдадут 5595,48 руб. (6204 руб. — 6204 руб. x 13%). Как видим, фактическая выплата в любом случае ниже МРОТ. Но это никак не нарушает нормы трудового законодательства.